Его пример другим наука: знакомимся с заводом «Пегас-Агро» — гордостью нашего машиностроения
«Кто, если не мы» — этим девизом, к сожалению, руководствуются не все топ-менеджеры и не во всех компаниях. А между тем стремление непременно быть первыми в тех или иных начинаниях — это уникальный шанс для роста, а значит, для зарабатывания признания и максимизации прибыли.
Самарское предприятие «Пегас-Агро» как раз является ярким последователем этой идеи «кто, если не мы». Именно здесь производятся знакомые всем аграриям самоходные опрыскиватели «Туман», аналогов которым в нашей стране трудно найти.
«Никогда не шли путем копирования»
Создавать что-то свое — большая ответственность и параллельно не менее большая привилегия. Однако становиться инноваторами в своей области деятельности спешат немногие, даже имея для этого все необходимые ресурсы — будь то финансовые или людские. Компанию «Пегас-Агро», не располагавшую в первое время ни тем, ни другим в необходимом количестве, можно смело называть одним из примеров того, как надо вести бизнес — без боязни ошибиться и остаться непонятыми.
История «Пегас-Агро» ведет отсчет с конца 1990-х, когда группа выпускников Самарского аэрокосмического университета решила заниматься проектированием сверхлегких самолетов малой авиации для обработки полей. Очень быстро энтузиасты вышли на полный цикл: сами разрабатывали, сами строили и даже летали! Впрочем, вскоре пришло понимание, что такой метод обработки полей безвозвратно устарел. И тогда возникла мысль создать самоходную машину, которая сможет вносить удобрения значительно более эффективно, бережно и экономично.
Первые машины только набиравшихся опыта в сельхозтехнике конструкторов были вообще ни на что не похожи — странные вездеходы на «дутиках», шинах низкого давления, и без какой-либо кабины в принципе. В общем, идея была хороша изначально, а вот над реализацией предстояло немало поработать. Та первая проба пера, с которой компания и вышла на рынок в 2011-м, носила название «Туман-1». Что примечательно, делали эту машину сначала не для продажи, а чтобы оказывать на ней услуги.
Не было на тот момент ни технологии производства, ни стандартов — по сути, сборка осуществлялась по наитию, что, конечно, недопустимо для производства, претендующего на хоть сколь-нибудь массовый характер. Но постепенно дело росло: появились старые советские станки, коллектив поехал учиться на «КАМАЗ». Камский гигант тогда жил в парадигме бережливого производства, примененной впервые Toyota. Именно камазовцы показали, что такое конвейер, как стоит работать.
Главным из усвоенного коллективом оказалось то, что ни в коем случае нельзя идти по пути копирования кого-то и чего-то. С тех пор «Пегас-Агро», по признанию генерального директора Светланы Линник, строго следует данному принципу, создавая принципиально новое — как с точки зрения техники, так и дизайна. Если говорить о дизайне, то, например, «Туман-3» рисовала студия Артемия Лебедева. В «Пегас-Агро» уверены: даже сельхозтехника может и должна быть красивой!
Такие одинаковые, но разные «Туманы»
На данный момент семейство «Туманов» состоит из трех моделей, представляющих собой колесные самоходные шасси для установки различных модулей-кузовов. Модульная концепция — это, пожалуй, и есть главная «фишка» данных машин. Принцип модульности неизменно лежит в основе всех «Туманов», начиная с «единички». В конструкции всех поколений «Туманов» предусмотрена возможность замены штангового опрыскивателя на разбрасыватель минеральных удобрений, а на самых современных моделях прибавилось еще три модуля: мультиинжектор для прикорневой обработки, пневматический высевающий модуль и вентиляторные опрыскиватели для обработки краев полей, создающие непреодолимую преграду вредителям. Смена модуля может происходить несколько раз за сезон в зависимости от потребностей сельхозпроизводителя.
Вариативность предусмотрена и в вопросе шин: машины своевременно переобуваются в ту резину, которая подходит под конкретный сезон и не портит взошедшие посевы. Так, чтобы не выворачивать озимку, нужен особый рисунок протектора, а если, допустим, меняется период вегетации и растение подрастает, машина ставится на самое узкое в своем классе колесо, что позволяет идеально заходить в междурядное расстояние.
Осенью 2024-го дебютировал уже «Туман-4» — он вобрал в себя всё лучшее от предшественников. Это машина с изменяемым клиренсом, являющимся необходимым элементом для обработки высокорослых культур. Самое же приятное в «четверке» другое — уровень импортозамещения. Загибаем пальцы: управление гидростатической трансмиссией — это разработка завода, панель управления и рулевая колонка — свое, система управления навигацией — тоже. Кстати, последняя разработка стала одним из главных достижений предприятия в прошлом году, ведь теперь, с января 2024 года, «Пегас-Агро» ставит эту систему навигации управления серийно. Ее значение нельзя переоценить. Во-первых, по координатам водитель-механизатор понимает, где конкретно он находится в поле ночью. Во-вторых, так ему проще уследить, где уже обработано, а где еще нет. Более того, человек в кабине в каком-то смысле становится лишним — к примеру, руки с руля убираются вовсе, чтобы не мешать системе вести умную машину точно по курсу.
Главное — это люди, которые собирают и покупают «Туманы»
Работать, постоянно думая о людях — характерная черта «Пегас-Агро». Прежде всего, речь про невероятно комфортные условия труда. Это стало возможным благодаря открытию в конце 2022 года нового ультрасовременного завода. При посещении территории «Пегас-Агро» в глаза сразу бросается фасад здания отдельно выстроенного офисного центра, выполненного в стиле хай-тек. Аккурат за ним располагаются корпуса цехов, где и производится сама техника. Здесь чисто, светло, тепло, просторно и всё по-европейски педантично организовано. Воздух в технологических помещениях чистый, рабочие места хорошо освещены, а на полу нет следов технических жидкостей… Настоящая редкость для многих российских машиностроительных предприятий.
Следуя духу времени, основную часть производственных процессов было решено автоматизировать. Помимо всего прочего, минимизация роли человека в процессе рождения столь сложной техники, коей являются «Туманы», всегда была, есть и будет залогом первоклассного качества. Возьмем сварку: сложные детали свариваются на специальных роботизированных комплексах, что гарантирует высокую точность соединений. Отдельная история — поступление материалов, а точнее, их приемка. Здесь абсолютно всё проверяется лабораторией на соответствие химическому составу. Готовые же детали подвергаются обязательной обработке для удаления окалин и других нежелательных поверхностных дефектов, только после чего они окрашиваются порошковым способом. Тем самым мы логично подводим к тому, что клиентоориентированность — второе «я» завода «Пегас-Агро».
Нельзя не отметить, что завод «Пегас-Агро» отличается от других заводов, построенных в России, одной особенностью: он не чисто сборочное предприятие. Параллельно со сборкой тут самостоятельно производят различные комплектующие, такие как рамы, кабины, элементы подвесок, бортовые планетарные редукторы. Всё это стало реальностью благодаря применению современнейшего оборудования — взять хотя бы автоматические металлообрабатывающие станки с ЧПУ марки Mazak (эта японская компания по праву считается одним из мировых лидеров в области станкостроения). В руководстве «Пегас-Агро» не скрывают, что им несказанно повезло в том, что удалось закупить станки до того, как японцы решили уйти из России.
Без «Туманов» как без рук
Компания «Пегас-Агро» широко известна в российской аграрной сфере благодаря своей самоходной технике «Туман» для внесения удобрений и защиты растений. Возможно, вы удивитесь, но каждый четвертый опрыскиватель на полях страны выпущен под этим брендом. И это только начало, ведь новый завод, который был создан с нуля, увеличил производственный потенциал компании в 2,5 раза!
Если старые производственные площадки занимали 5 тыс. кв. м, то у нового завода они увеличились аж в 4 раза. Складские помещения также кратно выросли — теперь их хватает с запасом. На старом заводе «Пегас-Агро» максимальная годовая производительность составляла 1000 единиц «Туманов», на новом легко выпускать до 2500 машин. Выйти на эту проектную мощность планируется уже в 2025 году. В настоящее время площадка сумела достичь производственного темпа в 6 машин за сутки.
С момента принятия решения о строительстве этой сверхсовременной площадки и по сей день «Пегас-Агро» вложила в проект около 4 млрд руб., из которых 1,8 млрд потратили на технологическое оборудование. Строительство осуществлялось сугубо за счет собственных средств — у компании есть кредо никогда не брать кредиты. Получается, что средства, вложенные в завод, — это всё прибыль.
Касаемо перспектив. «Пегас-Агро» привыкла ставить перед собой только самые амбициозные задачи и обязательно достигать их. Одна из первоочередных связана с увеличением экспорта. Сейчас на экспорт уходит 8% от всего объема, а в планах добиться показателя в завидные 30%. За счет чего? Например, за счет рынков африканского континента и большего числа стран постсоветского пространства.
«ЭМТЕХ» знает толк в «Туманах» — подтверждено самим заводом
«ЭМТЕХ» предлагает к покупке «Туманы» и всевозможное дополнительное оборудование по цене производителя: заводу важно в нынешних условиях сохранить объемы, а не гнаться всеми силами за большей прибылью. Также самарцы всё активнее развивают сервисное направление, и мы, как официальный дилер «Пегас-Агро», этому всячески способствуем.
«Туманы» являются настоящими любимцами у работающих на земле — их используют как крупные агрохолдинги, так и небольшие фермерские хозяйства. Однако за последние несколько лет многие предприятия закупили оборудование с запасом и на какое-то время, из-за увеличения экономических рисков, сместили акцент на приобретение удобрений и семян. Тем не менее нам удалось переломить данную тенденцию и продать в 2024-м больше «Туманов», чем кто-либо другой из дилеров по стране. Это наше достижение не осталось незамеченным руководством «Пегас-Агро» и было им отдельно отмечено.
Территория нашего обслуживания не ограничивается Татарстаном — мы работаем и по Удмуртии. В «ЭМТЕХ» трудятся только самые квалифицированные специалисты по обслуживанию «Туманов», в том числе в выездных бригадах. Таким образом, провести сезонное и межсезонное ТО, отремонтировать технику можно быстро и качественно.
Нет никаких проблем и с запчастями, ведь в «Пегас-Агро» занимаются не только изготовлением машины как таковой, но и еще выпуском ряда самых ходовых комплектующих. Это позволяет всегда иметь на складах наиболее востребованные детали на «Туманы» и не зависеть от сторонних поставщиков.